В начале ХХ века вопрос о всеобщем образовании не только активно обсуждался в обществе и прессе, но и стал обязательным пунктом программ почти всех политических партий.
7 мая 1939 года городу Орлу вручили «Государственный акт о ликвидации неграмотности среди взрослого населения».
Организованная на заре советской власти кампания по ликвидации безграмотности была уникальным и самым масштабным социальным и образовательным проектом всей истории России.
Согласно результатам переписи 1897 года, только 21% населения Российской империи умел читать и писать. Огромная страна в списке европейских держав оказалась на последнем месте по грамотности. Поэтому в начале ХХ века вопрос о всеобщем образовании не только активно обсуждался в обществе и прессе, но и стал обязательным пунктом программ почти всех политических партий.
Многие исследователи склоняются к тому, что перед революцией 1917 года грамоту уже освоило около трети российских подданных, но и это было крайне мало.
26 декабря 1919 года Совет Народных Комиссаров принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».
«Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведется в государственных школах как существующих, так и в учреждаемых для неграмотного населения по планам Народного комиссариата просвещения», - гласил документ.
Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране.
В Орле первое заседание комиссии по ликбезу состоялось 18 февраля 1920 года, а 15 мая в городе открылись первые губернские курсы по подготовке инструкторов ликвидации безграмотности.
К осени в Орле уже работали 20 школ грамоты.
В 1924 году было создано губернское общество «Долой неграмотность» (ОДН). Его целью являлось содействие осуществлению декрета о ликвидации неграмотности к 10-летию Октябрьской революции. Однако процесс затянулся. И только перепись населения 1939 года показала, насколько успешной была компания ликбеза. Грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет теперь составляла почти 90%.
Важной формой просвещения были избы-читальни, при которых действовали библиотеки и кружки. В послевоенный период им на смену постепенно пришли клубы и дома культуры.
Свежие комментарии