Судьба окрасила его жизнь в холодные, можно сказать, мрачные тона. А картины Кустодиева до краев заполнены солнцем и радостью. На инвалидной коляске художник «подкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок… грядущую смерть».
Борис Михайлович Кустодиев - портретист и скульптор, театральный художник и декоратор, иллюстратор и оформитель книг.
Академик живописи Императорской Академии художеств и член Ассоциации художников революционной России. Максим Горький как-то сказал Борису Кустодиеву: «Знаете, что меня больше всего удивляет? Судьба окрасила вашу жизнь в холодные, можно сказать, мрачные тона. А ваши картины, наоборот, до краев заполнены солнцем и радостью...» - Это потому, - ответил художник, - что краски для своих картин я выбирал сам. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Мальчику не было и двух лет, когда умер его отец - профессор философии, истории литературы и логики, преподававший в местной духовной семинарии. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Мальчика настолько впечатлила живопись, что он твердо решил научиться рисовать так же искусно. Мать чудом нашла деньги, и в 1896 году Кустодиев поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Со второго курса учился у Ильи Репина. «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный внимательно изучающий природу», - говорил педагог. Во время студенчества Кустодиеву довелось принять участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». В итоге начинающий художник написал около трети полотна.Уже тогда Борис Михайлович упорно стремился разработать свой уникальный портретный жанр, в котором модель связана воедино с окружающим ее пейзажем или интерьером. Однако для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему «На базаре». Полотно, к сожалению, не сохранилось. Окончив учебный курс с золотой медалью, Кустодиев получил право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Он побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров. Через полгода вернулся в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение. По ночам художник кричал от боли, его мучал один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в его спину и раздирают позвонки. Весной 1914 года на XI Венецианской биеннале появилась площадка для представления русского искусства. Борис Кустодиев стал одним из ее первооткрывателей, а его работа «Портрет семьи Поленовых» взяла золотую медаль. Не лишне напомнить, что появление этой картины в родном отечестве сопровождалось нездоровым шумом. В Академии художеств портрет сочли скандальным. Но дальнейшая судьба картины оказалась весьма поучительна для академиков. Она была с успехом показана на зарубежных выставках в Париже и Берлине. А после победы в Венеции за «солидную сумму» приобретена австрийским министерством просвещения для музея Бельведер. Ныне полотно «Портрет семьи Поленовых» входит в коллекцию Художественно-исторического музея Вены.
История портрета семьи Поленовых Навещая костромских друзей, Кустодиевы познакомились с семьей Бориса Константиновича Поленова - профессора Казанского университета, известного ученого-геолога, родственника художника В.Д. Поленова. По воспоминаниям Кустодиева, от семьи Поленовых веяло чем-то надежным, истинным. Ум и трудолюбие главы семьи были под стать простоте и сердечности его жены. Кустодиев с особой любовью писал портрет Поленовых. Он изобразил всех сидящими на террасе. На фоне могучих елей и яркого неба. В свободной позе, с газетой в руках - профессор, напротив - его жена. Дочь - в ярком платье и шали - непосредственно увлечена котенком. Работа излучает естественность и уверенность, какие могут быть лишь у трудолюбивых и умных людей. Портрет семьи Поленовых - самый большой успех Русского павильона за всю историю Венецианской биеннале. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев продолжал много трудиться, даже будучи прикованным к инвалидной коляске. Художник одновременно и с равным усердием работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей», и над пропагандистскими полотнами, и над обложкой журнала «Коммунистический интернационал». А в 1925 году во МХАТе поставили «Блоху» Евгения Замятина, декорации к которой рисовал Борис Кустодиев. Один из друзей художника вспоминал: «Он подкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок... грядущую смерть». В феврале 1927 года художник обратился в Народный комитет просвещения с просьбой дать ему разрешение на выезд в Германию на лечение. В марте разрешение было получено, как и государственная субсидия на поездку. Но уехать Кустодиев не успел: загранпаспорт был готов через 10 дней после его смерти. Художник умер 26 мая 1927 года в Ленинграде и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
Свежие комментарии