На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бренды России

19 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Зарубкин
    Ельцин - разрушитель России.Второе рождение ж...
  • Александр
    ищите хохлохряковТень над галереей...
  • Виктор Луговой
    Подробности сего лучше посмотреть у Гиляровского, в "Москве газетной". Владимир Алексеевич Гиляровский на тот момент ...Кукуевская катаст...

Станция-сказка: история Рюрикова, вокзала для великокняжеской охоты

Интересный памятник неорусской архитектуры в Тульской области. История этого места неразрывно связана с российской аристократией.

Станция Рюриково - интересный памятник неорусской архитектуры в Тульской области. История этого места неразрывно связана с российской аристократией. В начале 1890-х годов, с развитием Сызрано-Вяземской железной дороги, здесь, рядом со скромной деревней Даниловкой, началась новая жизнь.

Но самым главным событием стало приобретение великим князем Николаем Николаевичем (Младшим) охотничьей усадьбы в соседнем селе Першино. Владение быстро превратилось в центр светской и политической жизни Империи. Чтобы многочисленные высокопоставленные гости из столиц могли с комфортом добираться до угодий, и была возведена эта особая, «представительская» станция. Путь от вокзала до усадьбы занимал около 20 верст на конных экипажах, но это не останавливало блестящую публику. Самых знатных гостей встречал духовой оркестр и нарядный буфет с изысканными угощениями. Но Рюриково было не только парадными воротами в Першино. Оно служило важнейшим логистическим хабом для легендарной Першинской охоты, одной из лучших в Европе. Периодически станция становилась свидетелем удивительного зрелища, когда для выезда на промысел «в отъезжие поля» - в отдаленные районы соседних губерний - формировался целый охотничий поезд.

«На станции Рюриково... составляется охотничий поезд из 40 товарных и двух пассажирских вагонов I и II классов, - вспоминал участник тех событий. - В товарные вагоны грузится вся охота: собаки, лошади, кухни, экипажи и вся охотничья прислуга... Гости помещаются в вагоне I класса, не охотничья прислуга - в вагоне II класса.

Великий князь едет на станцию назначения в экстренном поезде... Днем берут в полях выводок волков... Вечером, накормив собак, грузятся в вагоны, ночью двигаются дальше. И так пока не взяты все (заранее разведанные) выводки». В 1904 году станция, имевшая столь высокий статус, обрела и новое, звучное имя - Рюриково. Оно не было связано с местными топонимами, а стало отражением архитектурного замысла и духа времени. На рубеже веков в Российской империи набирал силу неорусский стиль, вдохновленный древним зодчеством.

Здание вокзала напоминает сказочный терем. Его композиция, сложенная из разновысотных объемов, увенчана доминирующей над всем башней, чьи готические и древнерусские мотивы создают уникальный образ. Эта стилизованная колокольня словно символизировала связь времен, от легендарного князя Рюрика до современной ей эпохи, подчеркивая национальный колорит и историческую преемственность. Страшные испытания выпали на долю станции в годы Великой Отечественной войны, когда окрестности Алексина стали ареной ожесточенных боев. Немецкая авиация усиленно бомбила подступы к городу, но здание, по счастливой случайности, уцелело, сохранив свою уникальную архитектуру и детали интерьера. Еще вплоть до 1980-х годов на платформе Рюриково работал буфет, кипела жизнь. Однако с сокращением пассажиропотока станция стала приходить в упадок и окончательно закрылась в 1990-е. Сегодня этот архитектурный шедевр, некогда видевший блеск великокняжеских приемов, стоит заброшенный и заколоченный, пребывая в аварийном состоянии.

До 30 октября 2025 года, здание числилось выявленным объектом культурного наследия, а теперь его статус официально подтвержден. Инспекция Тульской области по охране памятников утвердила предмет охраны, который включает в себя: историческое местоположение и градостроительные характеристики, уникальную объемно-пространственную композицию, а также подлинные строительные конструкции из красного глиняного кирпича и белокаменный цоколь. Архитектурно-художественное оформление фасадов, включая трехчастную композицию и все декоративные элементы тоже стали предметом государственной охраны. Этот шаг вселяет надежду на то, что уникальная станция-теремок, хранящая память о свисте охотничьих рогов и грохоте военных бомбардировок, будет спасена и продолжит рассказывать свою удивительную историю будущим поколениям.

 

Ссылка на первоисточник
наверх