На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бренды России

18 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр
    ищите хохлохряковТень над галереей...
  • Виктор Луговой
    Подробности сего лучше посмотреть у Гиляровского, в "Москве газетной". Владимир Алексеевич Гиляровский на тот момент ...Кукуевская катаст...
  • федор
    Царствие тебе небесное братишка!!!!Герой РФ Сергей О...

Александр Пушечников: инженер, соединивший империю

Александр Пушечников вошел в историю как выдающийся инженер, один из тех чьим умом и волей скреплялась огромная Российская империя. Его судьба - это служение прогрессу в одну из самых динамичных эпох развития страны.

Александр Николаевич Пушечников вошел в историю как выдающийся инженер, один из тех чьим умом и волей скреплялась огромная Российская империя.

Его судьба - это служение прогрессу в одну из самых динамичных эпох развития страны.

Александр Николаевич родился 31 октября 1850 года в Орловской губернии в семье потомственных дворян. Его отец, капитан и участник Крымской войны, дал сыну хорошее образование. Обнаружив блестящие способности к математике, Александр в 1871 году поступил в престижнейший Петербургский институт путей сообщения. Это было время, когда Россия остро нуждалась в собственных инженерных кадрах для грандиозных строек, и выпускники этого института ценились чрезвычайно высоко.

Окончив институт, Пушечников начал свою карьеру на Орловско-Грязевской железной дороге и быстро зарекомендовал себя как распорядительный и умелый специалист. Он прошел путь от рядового инженера до начальника дороги, работая на магистралях по всей стране - от Московско-Курской до Закавказской. К концу XIX века его имя уже было хорошо известно в кругах путейцев.

Вершиной карьеры Пушечникова стало руководство строительством Забайкальского участка Великого Сибирского пути - Транссибирской магистрали. Начальником строительства его назначили в 1895 году. Пушечникову предстояло проложить 1500 верст стального пути от Байкала до Сретенска по дикой, необжитой местности.

Вызовы, с которыми столкнулся инженер, казались неразрешимыми: морозы до -50 градусов, бураны и мощные наледи. Грунт промерзал на глубину до 40 метров, что не имело аналогов в мировой практике строительства. Сама же магистраль прокладывалась через горные хребты и множество рек.

Пушечников проявил себя и как талантливый организатор, и как новатор. Он впервые в мире построил железнодорожные депо на вечной мерзлоте. Для водоснабжения пришлось прокладывать трубы в специальных отапливаемых галереях. Когда в 1897 году катастрофическое наводнение разрушило 15 мостов и размыло сотни километров насыпей, он сумел в рекордные сроки восстановить полотно, подняв его для защиты от будущих паводков.

После завершения титанической работы в Забайкалье энергия и талант Пушечникова были востребованы на другом конце империи. В 1904 году он возглавил строительство Сучанской железнодорожной ветки на Дальнем Востоке. Задача была не менее сложной: требовалось проложить путь через три горных перевала к Сучанскому руднику. Пушечников нашел блестящее решение, предложив комбинированную систему из узкоколейки с канатной тягой и специальными спусковыми устройствами (бремсбергами). Благодаря его проекту, уже в 1907 году сучанский уголь пошел по новому пути, что имело огромное экономическое значение для региона.

Александр Николаевич Пушечников ушел из жизни 26 сентября 1916 года и был похоронен в родном Орле. Прожив 66 лет, он стал олицетворением времени, когда инженерная мысль и человеческая воля учились побеждать пространство и стихию, соединяя огромную страну стальными магистралями.

 

Ссылка на первоисточник
наверх