Поэт-символист, переводчик и эссеист, видный представитель Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы и сделал бессчетное количество переводов.
Константин Дмитриевич Бальмонт - поэт-символист, переводчик и эссеист, видный представитель Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы и сделал бессчетное количество переводов.
Константин Бальмонт родился 15 июня 1867 года в Шуйском уезде Владимирской губернии, был третьим из семерых сыновей. Читать мальчик научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за обучением грамоте старшего брата. Его мать происходила из семьи, в которой любили литературу. Она оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, истории и словесности. Именно от матери Бальмонт унаследовал весь свой «душевный строй».
Когда пришло время отдавать старших детей в школу, семья переехала в Шую. Дом Бальмонтов, окруженный обширным садом, стоял на живописном берегу реки Тезы. В 1876 году Константин поступил в подготовительный класс Шуйской гимназии, которую позже называл «гнездом декадентства и капиталистов, чьи фабрики портили воздух и воду в реке».
В десять лет у мальчика появились первые стихи. «В яркий солнечный день они возникли, сразу два стихотворения, одно о зиме, другое о лете», - позже вспоминал поэт.
Из седьмого класса гимназии Бальмонт вынужден был уйти из-за принадлежности к нелегальному кружку, который печатал и распространял в Шуе прокламации исполнительного комитета партии «Народная воля».
Усилиями матери «бунтаря» взяли в гимназию города Владимира.
Теперь жить ему пришлось на квартире у учителя, который исполнял обязанности «надзирателя». В конце 1885 года состоялся литературный дебют Бальмонта.
Часто горечь муки закипает
В глубине души моей унылой,
Часто ум в тоске изнемогает
В битве с жизнью тягостной, постылой.
И тут же...
Бог входит в существа, как Солнце сквозь окно,
Когда оно встает за гранью кругозора.
Откроем занавес, нам всем светить дано,
Быть жгучими, любить, быть частию узора.
Принципиально разные стихотворения «Горечь муки» и «Пробуждение» вышли в петербургском журнале «Живописное обозрение».
«Надзиратель» широты эмоционального диапазона не оценил и запретил Бальмонту печататься вплоть до завершения учебы в гимназии.
В 1886 году Константин Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета, где оказался в самом эпицентре студенческих волнений. До конца своей жизни поэт считал себя революционером, мечтавшим «о воплощении человеческого счастья на земле». Исключение из института не заставило себя ждать. Затем без суда Бальмонта выслали в Шую. Дальнейшие попытки продолжить «казенное» образование оказались также безуспешными.
Через несколько лет Бальмонт женился на дочери иваново-вознесенского купца Ларисе Михайловне Гарелиной и на собственные средства издал свой первый «Сборник стихотворений». Близкие и общественность книгу встретили прохладно. Молодой человек так переживал, что сжег почти весь тираж и решил покончить с собой. Бальмонт выбросился из окна третьего этажа, получил серьезные переломы и год повел в постели.
«И когда наконец я встал, душа моя стала вольной, как ветер в поле, никто уже более не был над нею властен, кроме творческой мечты, а творчество расцвело буйным цветом», - так Бальмонт понял свое истинное предназначение.
Но начало литературной деятельности было сопряжено со множеством неудач. Журналы не хотели печатать произведения поэта. Огромную помощь оказал Бальмонту профессор Московского университета Николай Стороженко. Он уговорил одного из московских издателей поручить начинающему поэту перевод двух фундаментальных книг: «Истории скандинавской литературы» и «Истории итальянской литературы». Работа заняла три года и позволила Бальмонту не думать о хлебе насущном.
1890-е годы стали для Константина Бальмонта периодом активного творчества в самых разнообразных формах. Поэт осваивал «один за другим многие языки, упиваясь работой, как одержимый... прочитывал целые библиотеки книг, начиная с трактатов о любимой им испанской живописи и кончая исследованиями по китайскому языку и санскриту».
В это время Константин Бальмонт второй раз женился и отправился с супругой в длительное путешествие по Европе.
«У меня много новостей. И все хорошие. Мне «везет». Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда», - сообщает Бальмонт в одном из писем.
Так создается сборник «Горящие здания», занимающий центральное место в творческой биографии поэта. Отсылая экземпляр Льву Толстому, поэт писал: «Эта книга - сплошной крик души разорванной, и, если хотите, убогой, уродливой. Но я не откажусь ни от одной ее страницы и - пока - люблю уродство не меньше, чем гармонию».
14 марта 1901 года на литературном вечере в Петербурге Бальмонт прочитал свое стихотворение «Маленький султан», в завуалированной форме критиковавшее режим Николая II.
То было в Турции, где совесть - вещь пустая,
Там царствуют кулак, нагайка, ятаган,
Два-три нуля, четыре негодяя
И глупый маленький султан.
Дерзкий текст моментально ушел в народ, а его автора на три года лишили права проживания в столичных и университетских городах.
При этом популярность у Бальмонта невероятная. Создавались поэтические кружки бальмонтистов, участники которых старались подражать кумиру не только в поэтическом самовыражении, но и в жизни. Уже в 1896 году Валерий Брюсов писал: «Все они перенимают у Бальмонта и внешность: блистательную отделку стиха, щеголяние рифмами, созвучаниями, - и самую сущность его поэзии».
По словам Надежды Тэффи, Россия была влюблена в Бальмонта. Его читали, декламировали и пели с эстрады. Кавалеры нашептывали его слова своим дамам, гимназистки переписывали в тетрадки...
Я - изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты - предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.
И только полиция не разделяла восторгов. Охранка считала поэта опасным. Бальмонт бежал из-под надзора и в 1906 году обосновался в Париже, считая себя политическим эмигрантом. И только когда пришло известие о начале Первой мировой войны, поэт окружным путем вернулся в Россию.
Февральскую революцию 1917 года Константин Бальмонт приветствовал и даже начал работать в Обществе пролетарских искусств. Но Октябрьская революция заставила его ужаснуться «хаосу» и «урагану сумасшествия смутных времен» и пересмотреть многие свои прежние взгляды. 25 мая 1920 года поэт навсегда покинул Россию.
Прибыв в Париж, Бальмонт оказался меж двух огней. С одной стороны, эмигрантское сообщество заподозрило в нем сочувствующего Советам. А с другой, советская пресса начала «клеймить его как лукавого обманщика», который злоупотребил доверием Советской власти, великодушно отпустившей его на Запад «для изучения революционного творчества народных масс».
Сорвавшись в горную ложбину,
Лежу на каменистом дне.
Молчу. Гляжу на небо. Стыну.
И синий выем виден мне.
Я сознаю, что невозможно
Опять взойти на высоту,
И без надежд, но бестревожно,
Я нити грез в узор плету.
Эмиграцию Бальмонт называл «жизнью среди чужих», хоть и работал при этом необыкновенно много: только в 1921 году вышло шесть его книг. Но со временем денег стало не хватать. Положение сделалось критическим после того, как в 1932 году у поэта выявили серьезное психическое заболевание. Точного диагноза биографы не называют, но среди симптомов перечисляют манию преследования, резкие перепады настроения, нарушения речи и мышления.
Судьба Константина Бальмонта - трагическая летопись поэтической души, не выдержавшей тяжести изгнания, нищеты, и возможно - собственной одаренности, возведенной в абсолют.
Последние годы жизни поэт большую часть времени проводил в приюте «Русский дом», где и скончался ночью 23 декабря 1942 года.
В период «оттепели» стихи Бальмонта стали появляться в советских антологиях. С 2007 года Литературно-краеведческий музей города Шуи носит имя поэта.
Свежие комментарии