На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бренды России

15 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Дань памяти!Александр Чудинов...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А ведь она была недавно отреставрирована... Мда кругом воруют...Из-за неисправнос...
  • Татьяна Бутова
    Светлая память нашей замечательной женщине!!!!! Это уникальная женщина, известная миру, пример нам как жить так долго...Умерла «Регулиров...

Игорь Ильинский. Автор одного из первых путеводителей по Ясной Поляне

Юрист, историк, ученый-толстовед, музейный работник, в 1929-1932 годы директор Яснополянского музея. Автор одного из первых путеводителей по Ясной Поляне. Его арестовывали восемь раз. Трижды - при царе и пять раз - при большевиках. При царе как революционера, а потом как «злостную контру».

Игорь Владимирович Ильинский - юрист, историк, ученый-толстовед, музейный работник, в 1929-1932 годы директор Яснополянского музея.

Автор одного из первых путеводителей по Ясной Поляне. Его арестовывали восемь раз. Трижды - при царе и пять раз - при большевиках. При царе как революционера, а потом как «злостную контру». Игорь Ильинский родился в 1880 году, окончил Тульскую мужскую гимназию. Ещё гимназистом лично познакомился с писателем Львом Толстым. Образование продолжил на юридическом факультете Московского университета. Будучи студентом на суде защищал монахов Гефсиманского скита, да так активно, что был арестован и провел месяц в тюрьме. С 1919 года работал в Коллегии защитников, позже - ревизором в совхозах, читал также лекции по агрономии. И вновь был арестован. «... этот эпизод его жизни казался трагическим только вначале, когда он полагал, что арестован в общем порядке - за социальное происхождение. Но его доставили, к его удивлению, прямо в кабинет Дзержинского. Он, по-видимому, покорно ждал неизбежного конца (а куда денешься?), как вдруг после нескольких вопросов уразумел, что его обвиняют в каких-то денежных махинациях. То есть в мошенничестве. Это его до того оскорбило, что мгновенно вывело из апатии. Он рассвирепел. - Да как вы смеете?! - заорал он на всесильного главу террористического ведомства. Он уже не думал, чем это может кончиться. Но кончилось благополучно. Дзержинский прослезился и обнял его. За то, что он оскорбился, за честность. Бывшему шляхтичу это что-то напомнило. В его нынешнем окружении элементарно честных людей, видимо, было немного. Арестованный был тут же отпущен». (Голицын С. М. «Записки уцелевшего») Будучи хорошо знакомым с семьей Льва Толстого, Ильинский уехал в Ясную Поляну. Там написал исследования «Очерки родового прошлого Л. Н. Толстого» и «Социально-экономические факты биографии Л. Н. Толстого». 10 октября 1924 года был снова арестован - на этот раз за «распространение контрреволюционных идей в пользу мировой буржуазии». Поводом послужила его поэма «Марксиада». В гробу давно уж пребывая, Печалей, радостей не зная, Маркс вдруг икотой содрогнулся И с боку на бок повернулся. Икнув подряд десяток раз, Он приоткрыл усопший глаз, И опершись о крышку брюхом, Припал к земле истлевшим ухом. Чорт побери! В чужом краю Он слышит проповедь свою. И кто б сказал... Она, она, Россия, дикая страна Программу смелую марксизма Проводит в жизнь взамен царизма... Далее Карл Маркс встал из гроба и явился в Советскую Россию, в поезде его арестовали, поместили в Бутырскую тюрьму, вновь выпустили, он попал в совхоз - бывшую помещичью усадьбу, потом очутился в Москве. Он ходил и удивлялся, что за страна, что за нравы, что за беспорядки! И вдруг он выяснил, что всюду власти действуют его именем, пишут лозунги цитатами из его сочинений, даже памятник ему в Москве поставили.

Фото: Литфонд За эти строки автор был приговорён к 3 годам лагерей. Согласно заключению медицинской комиссии, временно был оставлен отбывать наказание в Бутырской тюрьме, а 25 мая 1925 - отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, работал там сторожем на огородах. Ильинского был освобожден с запретом проживания в Москве и области на 3 года. По предложению Александры Львовны Толстой, бывшей в то время хранителем музея-усадьбы писателя, он стал научным сотрудником и заместителем хранителя в Ясной Поляне. «Работа в Ясной Поляне - лучшая полоса моей жизни. Я имел возможность водить экскурсии и был при этом поражён, что российский народ, и крестьянство в особенности, несмотря на тяжелые условия коллективизации, проявляют огромный интерес к личности и творчеству Толстого. Именно в Ясной Поляне я наиболее полно ощутил радостную удовлетворённость своим трудом, чувствовал, что дело, которым я занимаюсь, - нужное и весьма полезное обществу», - писал впоследствии Ильинский. Ильинский дал решительный отпор попыткам устроить в мемориальной зоне зоопарк, выдержал бой с представителями местных властей, которые намеревались «отхватить» от Ясной Поляны часть территории, много прогрессивного принес и в организацию музейного дела: он настоял на том, чтобы экспозиции дома-музея не носили характер обожествления Л.Н. Толстого. Все предложения Ильинского по сохранению Ясной Поляны и превращению ее в памятник культуры находили полное понимание и одобрение в Наркомпросе СССР. Однако это не спасло ученого-толстоведа. 28 марта 1935 - арест «за антисоветскую агитацию». Освобожден. 31 августа 1937 года вновь арестован. Из обвинительного заключения. «Ильинский входил в контрреволюционную группу, которая, используя свое должностное положение и общение с посещающими Ясную Поляну иностранцами (туристами и сотрудниками диппредставительств), предавала интересы советского государства. Кроме того, члены этой группы, вдохновляемые и поддерживаемые эмигрантами из рода Толстых, не признают прав Советской власти на усадьбу Л.Н. Толстого в Ясной Поляне». 8 декабря Игорь Владимирович Ильинский был приговорён к высшей мере наказания, и 10 декабря 1937 года расстрелян. Реабилитирован в 1954 году - за отсутствием состава преступления. Заключение о пересмотре сфабрикованного в кабинетах НКВД дела запоздало на 17 лет.

 

Ссылка на первоисточник
наверх