На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бренды России

19 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Зарубкин
    Ельцин - разрушитель России.Второе рождение ж...
  • Александр
    ищите хохлохряковТень над галереей...
  • Виктор Луговой
    Подробности сего лучше посмотреть у Гиляровского, в "Москве газетной". Владимир Алексеевич Гиляровский на тот момент ...Кукуевская катаст...

Короткая и трагическая судьба Михаила Лермонтова

Судьба поэта и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова — это стремительная, ослепительная трагедия, разыгранная в трёх актах, повесть о гении, который будто всегда знал о своей краткой участи, о поэте, чья душа «не своей жаждет доли», а чужой — боли, страсти, бури. Его путь — всего 26 лет, но за этим сроком — бездна страдания, вершины вдохновения и роковая неизбежность, которая делает его историю одной из самых пронзительных в русской литературе.

Судьба поэта и драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова - это стремительная, ослепительная трагедия, разыгранная в трёх актах, повесть о гении, который будто всегда знал о своей краткой участи, о поэте, чья душа «не своей жаждет доли», а чужой - боли, страсти, бури. Его путь - всего 26 лет, но за этим сроком - бездна страдания, вершины вдохновения и роковая неизбежность, которая делает его историю одной из самых пронзительных в русской литературе.

Акт первый: Колыбель одиночества

Михаил Лермонтов появился на свет в 15 октября 1814 года, в Москве. Первый роковой удар судьба нанесла ему в раннем детстве: смерть матери. Маленький Мишель остался на попечении властной и любящей бабушки, Елизаветы Арсеньевой. Ради него она развязала тяжбу с отцом, Юрием Петровичем, и отвоевала единственного внука. Эта драма навсегда ранила душу будущего поэта, поселив в ней раннее, мучительное понимание разлада, потери и одиночества. Детство в имении Тарханы было внешне счастливым, но внутренне - полным тоски и мечтаний. Он рос ребёнком замкнутым, болезненным, с глазами, полными «недетской печали». Уже тогда в нём просыпался дар - он рисовал, музицировал, писал первые стихи, в которых звучали мотивы, неподъемные для отрока: вечность, смерть, изгнанничество.

Акт второй: поэзия и шпага

Юность Лермонтова - это бурление страстей и поиск себя. Учеба в Благородном пансионе, а затем в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалеристов раскрыла две стороны его натуры. С одной стороны - блестящий офицер, «светский лев», язвительный и насмешливый, чьи эпиграммы жалили больнее шпаги. С другой - глубокий, страдающий романтик, для которого светская толпа была «маской своенравной», скрывающей пустоту и порок.

Первая, студенческая дуэль с сыном французского посла де Барантом окончилась благополучно, но стала прелюдией к главному поединку. Роковым стал 1837 год. Смерть Пушкина потрясла Россию, но именно гневный крик Лермонтова, его стихотворение «Смерть Поэта», стало тем выстрелом, который изменил всё. Слова «Погиб Поэт! - невольник чести - Пал, оклеветанный молвой...» облетели Петербург. Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ - место, которое стало для него и карой, и источником вдохновения.

Кавказ был его судьбой. Он стал для Лермонтова тем же, чем стал для Пушкина Крым - землёй обетованной, местом свободы и страсти. Величественные горы, буйные потоки, вольнолюбивые горцы - всё это отвечало бунтарскому духу поэта. Здесь он окончательно сформировался как писатель, создав свои главные шедевры: роман «Герой нашего времени» и поэму «Мцыри». Его герои - Печорин и Мцыри - стали двумя сторонами его собственной души: один - разочарованный, рефлексирующий скептик, другой - пламенный, несгибаемый борец, рвущийся на волю.

Акт третий: Роковая насмешка и дуэль у горы Машук

Возвращение из ссылки было триумфальным. Его признали литературным наследником Пушкина. Но Лермонтов не умел и не хотел жить спокойно. Его язвительный ум и тяга к провокации снова привели к трагедии. На балу он поссорился с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом. Дуэль состоялась, поединок окончился бескровно, но Лермонтова снова отправили на Кавказ, теперь в действующую армию, где шли настоящие бои.

Последняя ссылка стала для него предчувствием конца. Он вёл себя с поразительным бесстрашием, даже безрассудством, ища смерти в сражениях, но пули щадили его. Казалось, сама судьба готовила ему иной финал.

В июле 1840 года командир представил Лермонтова к награждению орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом - довольно высокая награда для корнета. Но в штабе Кавказского корпуса в представлении заменили ее на более низкую - орден Святого Станислава 3-й степени. Также Лермонтова представили к награждению золотой саблей «За храбрость».

Зимой, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против, она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечения литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ.

25 мая Лермонтов прибыл в Пятигорск, где царила скучная курортная атмосфера. Здесь, в компании бывших приятелей, он столкнулся с майором в отставке Николаем Мартыновым, человеком самолюбивым и обидчивым. Лермонтов, не изменяя себе, постоянно отпускал в его адрес колкости и шутки.

Роковая ссора произошла в доме Верзилиных. Очередная насмешка Лермонтова задела Мартынова за живое. «Сколько раз я просил вас оставить эти шутки при дамах», - сказал он. Последовал вызов. Дуэль была назначена у подножия горы Машук 15 июля 1841 года. Шёл дождь. По одной из версий, Лермонтов, демонстрируя свое пренебрежение к поединку, отказался стрелять, подняв пистолет дулом вверх. Мартынов целился прямо в грудь. Выстрел прозвучал точно. Поэт был убит наповал.

Звезда погасла. Ему было 26 лет. Сначала Михаила Юрьевича Лермонтова было погребено в Пятигорске, а позже перевезено в фамильный склеп в Тарханах.

Судьба Лермонтова - это путь человека, который шёл навстречу своей гибели. Он был обречён не злым роком, а собственной натурой - мятежной, одинокой, не терпящей фальши. Михаил Юрьевич прожил короткую, но невероятно насыщенную жизнь, оставив после себя не просто собрание сочинений, а целую вселенную чувств, образов и вопросов, на которые человечество ищет ответы до сих пор. Он был и остаётся юной, вечной, трагической совестью русской поэзии.

Читайте по теме: Тульская история Лермонтова

 

Ссылка на первоисточник
наверх