Долгое время было принято считать, что история Рождественской елки в России начинается в 1817 года, когда в Санкт-Петербург приехала супруга будущего императора Николая I. Однако есть и другие данные...
Первым традицию украшать на Рождество хвойное дерево попытался ввести в России Петр Великий. Еще в молодые годы он был приятно удивлен, увидев странный обычай в Немецкой слободе: вместо шишек на елке висели яблоки и конфеты.
Будущего царя это позабавило. Но российский народ новшеству не спешил следовать, ведь ель еще со времен язычества считалась погребальным деревом, существующим меж двух миров - живым и мертвым. Не удивительно, что после смерти Петра I про украшение елки благополучно забыли.
Долгое время было принято считать, что история Рождественской елки в России начинается в 1817 года, когда в Санкт-Петербург приехала супруга будущего императора Николая I. Немецкая принцесса Шарлотта очень тосковала по своей родине, и елку стали устанавливать, чтобы ее хоть как-то порадовать.
Однако в книге внучатого племянника основателя Одессы Александра Де-Рибаса есть глава «Софьина елка», в которой описывается праздник, состоявшийся в 1814 году.
В Одессе тогда находилась фаворитка императора Александра I, красавица-аристократка княгиня Мария Нарышкина с шестилетней дочерью Софьей. Галантный Ришелье решил дать в их честь роскошный Рождественский бал, который состоялся во дворце Потоцких.
«Елка глядела тысячами огней на радостно настроенных детей. А за окнами зала, на улицах Одессы бушевала вьюга и вихрями летали хлопья снега. Старинного устройства печи нарышкинского дома стучали дверцами. Пылал камин в дубовой столовой, где был роскошно сервирован ужин».
В самый разгар бала посланник от Государя и вручил Нарышкиной пакет с двумя письмами от Александра I: одно - княгине, другое - маленькой Софи, к которому прилагались роскошные маленькие золотые часы.
«И радость, и слезы блещут на лицах обеих любимиц Государя. Нарышкины возвращаются счастливые в танцевальный зал. Елка еще блещет тысячами огней. Музыка гремит, танцы продолжаются».
Со временем такие праздники стали регулярными. А к середине XIX века появились и «публичные», общественные елки.
Традиция была прервана в годы Первой мировой войны. В 1915 году немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили рождественский праздник, что вызвало крайне негативную реакцию в русской прессе. В результате император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество.
В постреволюционной России Рождественские елки объявили «религиозным пережитком». Однако перед наступлением 1936 года их вновь разрешили, но уже как новогодние.
Свежие комментарии