На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бренды России

19 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Зарубкин
    Ельцин - разрушитель России.Второе рождение ж...
  • Александр
    ищите хохлохряковТень над галереей...
  • Виктор Луговой
    Подробности сего лучше посмотреть у Гиляровского, в "Москве газетной". Владимир Алексеевич Гиляровский на тот момент ...Кукуевская катаст...

50 оттенков белого: Игра, в которой рождается личность

Великая литература не нуждается в пафосной инсценировке. Ей нужно довериться и следовать. Студенты 3 курса Высшей школы сценических искусств (ВШСИ) мастерской народного артиста России Константина Райкина представили в ДК «Ясная Поляна» спектакль «ДетствоОтрочествоЮность» (6+).

Студенты 3 курса Высшей школы сценических искусств (ВШСИ) мастерской народного артиста России Константина Райкина представили в ДК «Ясная Поляна» спектакль «ДетствоОтрочествоЮность» (6+).

Постановка по мотивам великой толстовской трилогии, обернулась глубоким личностным высказыванием на тему взросления души. Идея создателей спектакля, педагогов ВШСИ и актеров «Сатирикона» Марины Дровосековой и Сергея Сотникова, настраивает на особый лад: они называют себя не режиссерами, а теми, кто «устанавливал правила игры». Этот необычный подход стал ключевым для понимания всего, происходящего на сцене. В лаборатории чувств и эмоций текст Толстого становится поводом для самоисследования молодых артистов, которые сами переживают завершающую стадию трилогии - юность. Жанр спектакля заявлен как «игра» - и это его суть. Вся жизнь, по замыслу постановщиков, есть игра, а центральный вопрос произведения: «Если игры не будет, то что тогда остается?» Этот тезис становится сценической метафорой взросления. Детство - игра в чистом виде, отрочество - попытка играть в серьезного философа, юность - игра в правила и идеалы, которые предстоит испытать на прочность. Артисты не иллюстрируют Толстого, а проживают его текст через призму собственных воспоминаний «о братьях, о сестрах, о родителях, о жуках, о первом поцелуе». Это придает происходящему на сцене удивительную интимность и нервную достоверность.

Театральная работа по бессмертной трилогии о взрослении Николеньки Иртеньева обращается к сокровенным мыслям и эмоциям. Которых мы порой стыдимся, но все их переживаем. «Нам кажется, что «Детство. Отрочество. Юность» не детское произведение. Его стоит перечитывать, чтобы осознать: откуда я пришел, с чем я сейчас живу, как мне дальше двигаться. Премьера спектакля состоялась буквально пару месяцев назад - 3 июня 2025 года. Именно в этот день тогда еще второй курс Актерского факультета ВШСИ сдавал зачет по сценической речи. Но здесь, в Ясной Поляне, в этом уникальном месте, сакральном месте - особая энергия, которая, я надеюсь, поможет родиться новым смыслам, и мы уедем отсюда с новым знанием внутри себя», - говорит Марина Дровосекова. Великая литература не нуждается в пафосной инсценировке. Ей нужно довериться и следовать. Вероятно поэтому визуальный ряд спектакля построен на элегантном аскетизме. Костюмы артистов выдержаны в единой белой палитре. Это цвет чистого холста, на котором только предстоит появиться рисунку судьбы. По мере развития действия, от «Детства» к «Юности», белый костюм становится полотном, на котором проступают «50 оттенков» самых разных эмоций: от стыда и страха до восхищения и влюбленности. Белые одежды идеально согласуются с исповедальным настроем всей постановки. Актеры играют не Николеньку Иртеньева и его окружение, а самые сокровенные мысли взрослеющего мальчика. Этот образ перекликается с главным элементом оформления сцены - свисающей сверху гирляндой, похожей на падающий снег, обрывки воспоминаний или хрупкие нейронные связи. Вместе они создают образ внутреннего мира Николеньки: стерильно-чистого в начале пути, трепетного и готового откликаться на все многообразие жизни. Музыкальное сопровождение в традиционном понимании отсутствует. Звук рождается здесь и сейчас - непосредственно на сцене. Он не только создает атмосферу, но и работает на главную идею: перед нами - чистый, ничем не приукрашенный процесс познания, лишенный сторонних «костылей».

Сценарий спектакля следует за трилогией, сжимая ее до ключевых, обжигающих моментов. Детство передано через калейдоскоп простых радостей и первых травм: охота, где смешиваются азарт и чувство неловкости за сбежавшего зайца первая влюбленность в Катеньку горький урок от учителя Карла Ивановича о «самом большом из пороков - неблагодарности». Это первая встреча Николеньки с несправедливостью мироустройства, но далеко не последняя, и каждый раз жалость будет до боли сжимать сердце. Кстати, именно слово «неблагодарность» выбрано ключевым в арии Каренина в мюзикле «Анна Каренина», о котором мы рассказывали ранее. Детство заканчивается. Ура! Уроков больше не будет, но значит придется распрощаться и с играми? Но все продолжается. Теперь на новом уровне. Начинается отрочество - «небывалый полет мыслей», смешные и трогательные попытки философствования в 12-14 лет. Подруги детства меняются, а смерть бабушки становится очередной вехой на пути утрат. Но главное открытие этой поры - осознание множественности других жизней. И студенты передают его в зал с восторгом первопроходцев. Финальная часть «Юность» особенно близка самим исполнителям. Николеньке 16 лет, он полон надежд и пытается выстроить строгие «правила жизни». Здесь же весеннее обновление природы контрастирует с ужасом исповеди и соблазнами студенческого кутежа. Вихрь свободы, в который с головой окунаются артисты, заставляет задуматься: а смогут ли они, нынешние студенты, не потерять себя между моральным идеалом и суетой жизни? Этот вопрос витает в воздухе, делая спектакль невероятно актуальным. «... я решился снова писать правила жизни и твердо был убежден, что я уже никогда не буду делать ничего дурного, ни одной минуты не проведу праздно и никогда не изменю своим правилам». Кто из нас не давал себе таких обещаний? И все неизменно их нарушали, вновь и вновь переживая стыд и раскаяние за свои поступки. 24 сентября 1857 года - эта дата завершает и произведение Толстого, и спектакль. Ясная Поляна. На сцене звучит почти молитвенный гимн родной земле и приходит осознание того, что действительно ценно, несмотря на все ошибки, метания и нарушенные правила.

 

Ссылка на первоисточник
наверх