На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бренды России

16 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    "Ветер северный"!Владимирский цент...
  • Валерий Протасов
    Дань памяти!Александр Чудинов...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А ведь она была недавно отреставрирована... Мда кругом воруют...Из-за неисправнос...

Владимирский централ - это известная песня...

Ничто так не повлияло на известность Владимирского централа как песня Михаила Круга. Тюрьма сразу стала знаменитой и узнаваемой. Представляем уникальный материал о том, как криминальная песенная романтика столкнулась с действительностью. Рассказывает соавтор книги «Владимирский централ» Сергей Логинов, специально для СИ «Бренды России».

Ничто так не повлияло на известность Владимирского централа как песня Михаила Круга. Тюрьма сразу стала знаменитой и узнаваемой. А как же - ведь про неё уже слагают песни! Композиция появилась в 1998 году в альбоме «Мадам» и стала главным хитом. Тогда была в большой моде тюремная романтика. Впрочем, все, что вполне справедливо запрещалось в советское время - в 90-е становилось модным. История создания этой песни тесно связана с историей Владимирского централа и в целом с историей страны. Когда Советский Союз начал готовится к проведению Олимпийских игр в 1980 году в Москве, было принято решение перевести осужденных по политическим статьям подальше от столицы - в тюрьмы Казани и Чистополя. Чтобы лишний раз не привлекать зарубежных туристов и журналистов. Во владимирскую тюрьму стали переводить криминальных авторитетов. В этот период там было 26 «воров в законе». В отдельном корпусе собралась, так называемая, «отрицаловка». Переведенные на строгий режим получали горячую пищу через день. Перестройка и гласность внесли разлад и смятение в преступный мир. Они коснулись и тех, кто был на свободе, и тех, кто отбывал наказание в местах лишения свободы. Закрытая раньше тюремная тема, благодаря новым требованиям гласности и плюрализма, стала вдруг выходить на передний план.

«Воры в законе» не преминули воспользоваться этой обстановкой. Как всю страну, так и тюрьму стало лихорадить. Развал Советского Союза и появление независимых государств напрямую отразилось на криминальном сообществе. В колониях и тюрьмах стали появляться новые группировки по национальным признакам. Только во Владимирском централе в то время были русская, азиатская, казанская, кавказская и другие, более мелкие, группировки. У каждой был свой лидер - «вор в законе». В своих переписках - «прогонах» - они всячески очерняли друг друга, объявляя негодяями и т.п., призывали основную массу осужденных вставать только под их «знамена». Боролись за каждого нового члена группировки. Конкуренты могли взять под свое крыло любого осужденного, даже того, кто был с позором уличен в различных проступках. Даже «крыса» (на воровском жаргоне - арестант, уличенный в воровстве у соседа по нарам) находил приют и с усиленной силой начинал обливать грязью бывших соратников. Для увеличения численности авторитетов в своих группировках воры стали короновать друг друга. Так, лидер казанской группировки в централе за короткий период возвел в высший ранг тюремной иерархии Рашпиля, Рыжего и др. Создал свою группу из пяти воров лидер славянской группировки, который короновал даже бывшего бригадира рабочего цеха Бауманского - под кличкой Сталинградский, Казачка, Ленчика Тряси Башку (у того от нервного тика тряслась голова) и других. Так же поступали и в других группировках. Численность «воров в законе» сразу возросла на порядок, их противостояние тоже. В это время подпольно стали активно изготовлять запрещенные предметы: холодное оружие - штыри и заточки, причем каждая группировка по-своему. По манере изготовления можно было определить, кому принадлежало оружие. Татарские группировки делали трехгранные штыри, русские - обоюдоострые заточки, кавказцы - округленные пики. Напряжение было огромное - все хотели расправиться с конкурентами. Приходилось вводить усиленный конвой, выводить на прогулку каждую группировку отдельно, тщательно учитывать маршруты движения. При встрече в коридорах заключенные из враждующих группировок набрасывались друг на друга. В отдельных случаях приходилось выводить «отрицаловку» из камер на режимные мероприятия под дулами автоматов. Это было вынужденная мера, ведь огнестрельное оружие по правилам было запрещено проносить внутрь тюрьмы. Были вооружены только охранники на вышках - внешнем периметре охраны. Это было страшное время. Новоприбывшие в централ не могли понять, куда приткнуться, под чью опеку идти. Каждая группировка делала свой «прогон», в котором говорилось, что на тюрьме главный такой-то «вор», и тут же за ней шла другая подобная записка, где в криминальных «руководителях» значился совсем другой. От постоянной войны группировок начали уставать сами осужденные. Все по горло были сыты этой революционной «перестройкой».

Ко времени создания одной из самых известных песен Михаила Круга «Владимирский централ» в тюрьме отбывал наказание земляк шансонье «вор в законе Саша Северов по кличке Саша «Северный» или «Север». Тверской криминальный авторитет вдохновлял Михаил Круга. Они состояли в переписке. По некоторым сведениям Северов был автором стихов композиции «Осенний дождь» из альбома «Жиган-лимон». Следующий альбом тоже не обошелся без «совместного творчества». Авторитет правил и добавлял строки в новой песне, а припев изменил. Первоначально в будущем хите были такие строчки: «Владимирский централ, Саша Северный, этапом из Твери...». Песня была посвящена «вору в законе», но это было не «по понятиям». Настоящий «вор в законе» не должен был работать, служить в армии, жениться и иметь какую либо мирскую известность. В результате припев стал звучать «Владимирский централ ветер северный, этапом из Твери...». После этого хита Михаил Круг приобрел просто невероятную всероссийскую известность. Певец три раза посещал Владимирский централ и давал небольшие концерты в отряде хозобслуги. Структура российской тюрьмы, в отличие от американской, не предполагает возможность осужденным тюремного режима собираться вместе. Все находятся по своим камерам, там принимают пищу и всем составом камеры выводятся на прогулку в тюремный дворик. Собираться вместе могут только осужденные в колонии. Тюремная хозобслуга как раз и состоит из осужденных на колонию общего режима. Они содержаться в отряде отдельно от тюремных корпусов. Первая такая встреча состоялась в 1998 году. Тогда Круг приехал в тюрьму, как домой, - в тапочках. В июне 2001 году Михаил Круг дал свой единственный концерт во Владимире в ДК «Точмаш» вместе с группой «Попутчик», а затем приехал в централ. Его сопровождала группа «организаторов» концерта, каких-то темных личностей. Видно они и попросили певца, согласиться на приглашение тюремной администрации выступить перед арестантами. Он выглядел достаточно экстравагантно - в узбекской тюбетейке и черных очках. Тогда удалось сделать единственный кадр - Михаил Круг на фоне тюремного корпуса усталым взглядом смотрит на фотографа. В отряде хозобслуги тюрьмы шансонье пел песни из своего альбома «Зеленый прокурор». Небольшой зал был полон. Кстати, настоящий прокурор по соблюдению законности в местах лишения свободу тоже там присутствовал. Михаил Круг пел и отвечал на вопросы. «Владимирский централ» он не исполнял. Это было бы слишком банально. Тогда песня звучала из каждого утюга и уже приелась. В это время так называемые сопровождающие Михаила Круга о чем-то шептались и возможно что-то передавали «шнырям». Это осужденные отряда хозобслуги, которые по камерам раздают пищу, выносят мусор и имеют возможность что-то передать в камеры. Криминальному миру нужда координация действий. Последняя творческая встреча во Владимирском централе состоялась незадолго до гибели певца. Во Владимире тогда проходила презентация нового фильма «Апрель», где он играл одну из главных ролей. Тюремная романтика в песнях Михаила Круга столкнулась с действительностью. Пока ты просто певец, который «поёт в тему» это одно, а когда ты богатая звезда шоу-бизнеса - это другое. Такое не прощают. Всегда найдутся люди из криминального мира, которые готовы все это отнять. И не только богатство, но и жизнь...

Во Владимирской тюрьме проходило много творческих встреч. Сюда приезжали писатели Анатолий Приставкин, Виктор Ерофеев, Сергей Каледин и Татьяна Полякова, давали концерты известные музыканты и исполнители: Александр Розенбаум, Юрий Шевчук с группой ДДТ, Сергей Трофимов (Трофим), исполнитель русского шансона Сергей Зверев, группа «Попутчик» и многие другие. К началу XXI века численность воров в законе в тюрьмах значительно убавилась. Это было связано с тем, что у «авторитетов» появилась возможность стать «бизнесменами» и заниматься предпринимательством в открытую, не теряя криминальных связей. Если раньше по воровским законам настоящий вор должен был сидеть в тюрьме, то теперь он смог стать главой фирмы и негласно управлять криминальными сообществами. Во Владимирском централе «воры в законе» стали содержаться в единичных случаях, и песни о них больше не слагаются.

Соавтор книги «Владимирский централ» Сергей Логинов, специально для СИ «Бренды России».

 

Ссылка на первоисточник
наверх