Село Сараево - одно из древнейших в округе. В 1775 году его унаследовал от отца великий полководец Александр Васильевич Суворов.
Село Сараево - одно из древнейших в округе. В 1775 году его унаследовал от отца великий полководец Александр Васильевич Суворов.
Впрочем, в своем имении Суворов бывал настолько редко, что во время визита в 1785 году ему негде было жить: барский дом разрушился.
Привыкший к трудностям и аскетизму Суворов не растерялся и поселился в доме старосты, а обедал вместе с крестьянами.
К сожалению, дом, в котором останавливался Александр Васильевич тоже до наших дней не сохранился. Даже доподлинно не известно точное место его расположения.
Последний визит генералиссимуса в Сараево пришелся на 1795 год. В этот раз Александр Васильевич пожертвовал 5 тысяч рублей на строительство в селе каменной церкви, взамен старой деревянной. Автором проекта, предположительно, является костромской архитектор-самоучка Степан Воротилов.
«Церковь была обнесена каменной оградой, внутри коей - приходское кладбище. Престолов было два: в холодной в честь Казанской иконы Божией Матери, в теплой в честь Рождества Иоанна Предтечи», - сообщает одно из описаний.
Казанская церковь является единственным материальным свидетельством о пребывании великого полководца на территории современной Ивановской области. Долгое время главной реликвией храма был позолоченный складень, который, по преданию, Суворов брал в военные походы, а потом подарил церкви. Согласно архивным документам, надпись на его обороте гласила: «1795 г. сей образ Александра Васильевича Суворова прикладной». В богоборческие времена реликвия была утрачена.
В советский период Казанская церковь проработала до 1941 года, но затем историческое здание передали колхозу под зернохранилище. В настоящее время святыня возвращена верующим.
По оценке специалистов, внутренняя роспись церкви имеет значительные утраты на своде четверика, в нижнем ярусе западной стены и в откосах окон. Декор представляет собой интересный образец провинциальной живописи в духе классицизма с использованием псевдобарочных элементов. Иконография некоторых сцен тяготеет к древнерусской живописи XVII века. В колорите доминируют охристые, зеленые и синие тона. Иконостас был выполнен в стиле барокко. Он перевезен в Преображенский собор города Иваново.
По данным «Ивановских новостей», с 2025 года вотчина генералиссимуса Александра Суворова имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.
Свежие комментарии