Мало кто знает, во Владимирском централе два его бывших узника причислены к лику Святых, а их иконы теперь находятся в тюремном храме. Узником владимирской тюрьмы среди видных представителей духовенства был протоиерей Петр Алексеевич Чельцов.
Мало кто знает, во Владимирском централе два его бывших узника причислены к лику Святых, а их иконы теперь находятся в тюремном храме.
В первой части мы рассказывали, что во Владимирской тюрьме томился подвижник духовной жизни преосвященный Афанасий, епископ Ковровский (Сахаров Сергей Гаврилович), названный Церковью исповедником и песнописцем. Еще одним узником владимирской тюрьмы среди видных представителей духовенства был протоиерей Петр Алексеевич Чельцов. Учебным Комитетом при Святейшем Синоде он был назначен преподавателем Ветхого Завета в Смоленскую Духовную Семинарию. В июле 1916 года отец Петр активно участвовал в съезде Духовенства и церковных старост Смоленской Епархии.17 июля 1916 года он избирается членом Смоленской ученой архивной комиссии и в этом же году становится товарищем председателя Братства преподобного Авраамия Смоленского. В августе 1916 года он был избран членом епархиального комитета помощи жертвам войны. Ведет активную просветительскую и проповедническую работу, участвует в публичных религиозных чтениях в пользу жертв войны. С 22 июля 1916 года отец Петр исполнял обязанности редактора Смоленских Епархиальных ведомостей и в сентябре этого же года Святейшем Синодом утвержден на эту должность. В период с 1917 года по 1918 год был членом Священного Собора Православной Российской Церкви. Революция внесла свои коррективы. В 1918 году закрылись учебные заведения, и отец Петр, как не имеющий прихода, был призван солдатом в тыловое обеспечение. В дальнейшем приходским собранием отец Петр был избран приходским священником Ильинской церкви города Смоленска. Его освободили от ополчения по ходатайству прихожан и профессоров Смоленского Государственного Университета. В 1921 году он становится благочинным Смоленских градских церквей и его возводят в сан протоиерея. В апреле 1922 года его арестовали по подозрению в оказании сопротивления при изъятии церковных ценностей. Ведение агитации против изъятия церковных ценностей следственной частью было не доказано, и 5 июня 1922 года уголовное дело в отношение Чельцова П.А. было прекращено. 20 июня 1927 год протоиерей Петр снова арестован. После проведенного обыска была изъята переписка и книги, и уже 2 июля ему предъявлено обвинение в групповой антисоветской деятельности и распространении контрреволюционной литературы по статье 58-10 ч. 1,14,17.
Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ Петр Чельцов был приговорен к 3 годам лишения свободы. Срок заключения отец Петр отбывал на Соловках. Там он закончил фельдшерские курсы, после чего работал в медицинской части. По постановлению Особого Совещания при Коллегии ОГПУ он был досрочно освобожден и направлен в ссылку в Вологодскую область. 7 марта 1933 года - очередной арест. Протоиерей Петр обвинялся в том, что являлся участником антисоветской группы из числа ссыльных и проводил среди населения контрреволюционную агитацию. 1 июля 1933 года постановлением «тройки» полномочного представительства ОГПУ Северного Края отец Петр был приговорен к 3 годам лагерей. После освобождения в 1936 году был определен священником Казанской церкви села Нарма Курловского (ныне Гусь-Хрустального) района. Спустя 6 лет, 18 июня 1949 года, отец Петр был арестован Управлением МГБ Владимирской области за принадлежность к антисоветскому подполью церковников. Он прибыл во Владимирскую тюрьму 13 октября 1949 года, а в феврале 1950 года осужден Особым Совещанием МГБ СССР на срок 10 лет исправительно-трудовых лагерей. После камерного содержания 19 марта 1950 года под усиленным конвоем был направлен в Минеральный лагерь МВД СССР станция Абезь Печерской железной дороги. Через 5 лет, 30 сентября 1955 года, престарелый отец Петр, как инвалид II группы был досрочно освобожден из лагеря. Протоиерей Петр обращается 13 декабря 1955 года к владыке Онисиму с прошением: «Имея искреннее намерение до конца дней своих служить Христовой Церкви, почтительнейше прошу Ваше Преосвященство назначить меня на священническое место к Пятницкому храму село Пятницы Курловского района». За время служения в храме отец Петр завоевал у своих прихожан уважение и любовь. Однажды приходской совет обратился к владыке с просьбой: «Благословите отца Петра, как близкого нашим сердцам пастыря, быть священнослужителям нашего храма до конца его жизни». Из воспоминаний прихожан: «Отец Петр прошел гонения, репрессии, но остался не злобным, был великодушным и миротворцем». Из воспоминаний архиепископа Мельхиседека (Лебедева): «Отца Петра отличала необычная простота и приветливость. Для каждого, обращавшегося к нему, он находил время и ласковое слово, особенно для приезжих издалека. Несмотря на преклонный возраст и большую загруженность, он вел огромную переписку, на все письма приходящие к нему давал ответ, старался всем помочь и молился за всех». Скончался Петр Чельцов 14 сентября 1972 года. В 2000-м году протоирей Петр на юбилейном Архиерейском Соборе был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских.
В 1989 году в режимном корпусе № 3 владимирского централа в одной из камер была оборудована часовня, а 20 сентября 1992 года освящена. Эта тюремная камера для будущего храма была выбрана практически случайно, но здесь не обошлось без промысла Божьего. Позже выяснилось, что именно в этой камере содержался причисленный к лику Святых архиепископ Ковровский Афанасий, а известный русский писатель и поэт Даниил Андреев писал в стенах этой камеры свою самую известную религиозно-философскую книгу «Роза мира». При освящении тюремной часовни в 1992 году присутствовала вдова писателя Алла Андреева и писатель Леонид Бежин. Тюремный храм в честь Святого Николая Чудотворца 25 ноября 1992 года освятил Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
В 2001 году был проведен ремонт храма. Иконы на иконостас писал народный художник России Владимир Ратников. В марте 2003 года над храмом был установлен купол с крестом. В 2005 году в тюремном храме был установлена звонница, имеющая 6 колоколов. Неоднократно на большие церковные праздники, такие как Пасха, в учреждение приезжали владимирские певчие, а в тюремный двор приносили святые мощи. Сегодня храм открыт для православных верующих из числа осужденных, но его посещение возможно в соответствии с режимными требованиями учреждения, которое является тюрьмой для особо опасных преступников и злостных нарушителей режима содержания.
В этом храме теперь находятся иконы, на которых по всем церковным канонам изображены бывшие узники Владимирского централа Святой Афанасий Ковровский и Святой Петр Чельцов. Автор Сергей Логинов
Свежие комментарии