Каждый, кто побывал в Нижнем Тагиле, увозит с собой подносы, на которых собраны оригинальные букеты цветов или пылают алые ягоды. Небольшой, но яркой коллекцией тагильских подносов обладает и Тульский музей изобразительных искусств. Оказывается, удивительный нижнетагильский промысел своим существованием обязан внуку Никиты Демидова, Никите Акинфиевичу.
Каждый, кто побывал в Нижнем Тагиле, увозит с собой подносы, на которых собраны оригинальные букеты цветов или пылают алые ягоды. Небольшой, но яркой коллекцией тагильских подносов обладает и Тульский музей изобразительных искусств. Сейчас ее можно увидеть на выставке в Историко-мемориальном музее Демидовых - филиале Тульского музейного объединения. Оказывается, удивительные Нижнетагильские подносы своим существованием обязаны внуку Никиты Демидова, Никите Акинфиевичу, а вернее его мастеровым. Конечно, основным для хозяина было металлургическое производство, но заниматься росписью подносов он тоже не запрещал. «Сначала подносы были просто металлические, ничем не украшенные, а потом крепостные Демидова, обычные, безграмотные мужики показали, что изделия можно вручную расписать. Причем особым способом. И Демидов это поддержал. Хотя, конечно же, мог запретить, потому что подносы не были государственным заказом и не приносили большого дохода. Демидов отдал все на откуп мастеровым: пусть они делают на свой вкус. Вот так и зародился уникальный промысел, который изначально называли горнозаводской росписью», - рассказывает заведующая Музея Демидовых Едена Двойникова.
Если рисовали букет, то центр часто помещали «розан» - фантазийный цветок, прототипом которого стал местный шиповник. Но обязательным это не считалось. Также изображали ягодные композиции. В первой половине XIX века популярной стала сюжетная роспись.
Особую роль в развитии тагильских подносов сыграла семья Худояровых. Основателем династии считается Андрей Степанович. Потом дело продолжили его сыновья Федор и Вавила. Их подносы отличались в особенно прочном и прозрачном покрытии. Секрет худояровского «хрустального» лака не могут разгадать по сей день. Последняя попытка проникнуть в тайну был предпринята в 1990 году. Анализ делали в мастерской Грабаря. Но реставраторы обнаружили, что помимо известных веществ в составе лака есть смолы исчезнувших деревьев. Поэтому воссоздать лак по оригинальной рецептуре невозможно. Со временем роспись стала распространяться и за пределы Нижнего Тагила. Набольшей славы она достигла в Жостово Московской губернии. Чаще всего подносы использовались во время чаепития, поэтому экспозиция в музее Демидовых дополнена в этом направлении. На выставке показана форма для огромной сахарной головы, молочник, щипцы для колки сахара, коробки из-под сладостей, тульский пряник с гербом Демидовых. В центре - тульский самовар. Было у Демидовых на Урале и такое производство. А рядом с ним - крошечный самоварчик, сделанный на Дулевском фарфоровом заводе. И это еще один пример межрегионального развития бренда.
Приятным подарком для участников вернисажа стало выступление фольклорного коллектива Дежа и мастер-класс по составлению авторского чая с различными травами и пряностями.
Весь фотоальбом
Свежие комментарии