Один из ключевых эпизодов военной службы Гавриила Елецкого – бои под Сталинградом, где в 1942 году он совершил 70 разведывательных вылетов.
Гавриил Никифорович Елецких - полковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
Небо звало в бой
5 августа 1942 года. Сталинградский аэродром.
Экипаж Пе-2 под командованием старшего лейтенанта Рожкова готовится к вылету. Штурман Гавриил Елецких проверяет карты: задание - разведка немецких колонн у Авганерово. Внизу, в 30 км от города, уже гремит канонада - враг рвётся к Волге. «Высота 6000 метров, маневр «змейкой», слепящее солнце в спину...» - эти расчёты спасут им жизни. Через час их атакуют «мессершмитты», но хладнокровие экипажа превратит бой в учебник военной тактики. Это лишь один из 212 боевых вылетов Елецких, за который он получит Золотую Звезду Героя.
Путь от сельской школы до кабины бомбардировщика
Родившийся 8 апреля 1919 года в деревне Петровские Круги (ныне Елецкий район Липецкой области), Гавриил Елецких начал свой путь как сельский учитель. Окончив педагогическое училище, преподавал физику и математику. Но судьба уготовила ему иную дорогу - в небо. В 1939 году Елецких был призван в армию, а уже через год, окончив Харьковское военное авиаучилище, летал самолете СБ.
На фронтах Великой Отечественной
В июне 1941-го Елецких бомбил танковые колонны под Львовом на устаревшем СБ, а позже освоил Пе-2 и Пе-3. С июня 1941 года Елецких участвовал в боях на Юго-Западном, Сталинградском, Южном и Украинских фронтах. Его экипаж наносил удары по немецким колоннам под Львовом, Ровно и Житомиром. «Взрывались бензобаки, горели моторы, но мы возвращались», - вспоминал летчик.
В 1942-м, вытащив горящий самолет из пике, Елецких чудом спас экипаж, приземлившись на мокрый луг без шасси.
Сталинград: разведка под огнем
Один из ключевых эпизодов службы Гавриила Елецкого - бои под Сталинградом, где в 1942 году он совершил 70 разведывательных вылетов.
Вспоминая о вылете 5 августа, Елецких писал:
«Сочетая огонь с маневром, экипаж разведчика может устоять даже против пары Ме-109... Встреча с истребителями - не причина отступить. Уклонился, выполнил задачу».
Самый опасный вылет - над станцией Аксай. Выше облаков, на 6500 метрах, Гавриил разглядел в лупу крошечные «зайчики» - блики от немецких машин. «35 танков, 83 грузовика», - передал он по радио, фотографируя колонну. Два «мессера» атаковали их четырежды, но штурман и стрелок-радист Хлякоин, ведя прицельный огонь, заставили врага отступить.
«Мы тогда предотвратили прорыв к Сталинграду», - гордился Гавриил Никифорович Елецких.
К февралю 1944-го капитан Елецких, штурман эскадрильи 8-го разведывательного авиаполка, совершил 167 вылетов, а к концу войны - 212. Его мастерство проявилось не только в воздушных боях, но и в аналитике: фотографии и расчёты, выполненные им, помогали командованию наносить точные удары. 1 июля 1944 года за мужество и героизм он получил Золотую Звезду Героя Советского Союза.
После войны: наука вместо бомб
В 1949-м, окончив Военно-воздушную академию, полковник Елецких 30 лет готовил новых асов. «Если мои расчёты спасли хоть одного солдата - я счастлив», - говорил Гавриил Никифорович. Кандидат военных наук, автор тактик воздушной разведки, он до 1979 года преподавал в Монино, где и похоронен. Гавриил Никифорович умер 30 октября 2003 года. В наши дни его имя сегодня носят школа в селе Каменское и кадетский авиакласс.
Источник: Новости Липецка
Свежие комментарии